Маркировка парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии: что нужно знать
15 / 10 / 2024 Тема: Маркировка

С целью контроля качества продукции правительство решило ввести маркировку парфюмерии, косметики и бытовой химии, опираясь на успешный опыт в других товарных группах. В 2023 году было принято постановление о начале эксперимента по маркировке этих товаров.
Эксперимент начался 15 января 2024 года и продлится до 28 февраля 2025 года. Его участники тестируют систему маркировки, а правительство проверяет ее удобство и эффективность. На апрель 2024 года в рабочей группе состояли более 290 компаний, еще 124 были готовы присоединиться к тестированию.
Вот какие сроки маркировки парфюмерии, косметики и бытовой химии прописаны в проекте постановления:
- Регистрация участников оборота в системе «Честный знак» начнется с 1 марта 2025 года;
- С 1 апреля 2025 года стартует маркировка мыла и ПАВ;
- С 1 июля 2025 года — средств для волос и дезодорантов;
- С 1 октября 2025 года — косметики и средств для зубов.
Немаркированные остатки можно будет продавать до окончания срока годности.
Обязательный электронный документооборот (ЭДО) вводится с 1 июля 2026 года. Необходимо будет передавать в «Честный знак» сведения о выводе из оборота через кассу. С этого же срока в УПД нужно будет указывать количество товара и его код GTIN — это передача сведений в объемно-сортовом учете.
Важно отметить, что эти сроки могут измениться после окончания эксперимента.
Какие товары попадают под маркировку:


На какие упаковки будут наносить коды Data Matrix:
Косметика — ПЭТ-бутылки емкостью от 0,05 до 1 литра;
- стеклянные флаконы от 0,09 до 0,4 литров;
- картонные коробки;
- аэрозоли;
- пачки, пакеты (из бумаги и пленочных материалов);
- флаконы из разных материалов;
- саше-пакеты;
- тюбики от 50 до 205 г;
- дой-паки и флоупаки.
Бытовая химия — ПЭТ-бутылки от 0,2 до 0,4 литров;
- пластиковые канистры до 5 литров;
- аэрозоли; картонные коробки;
- полимерные банки весом до 0,8 кг;
- флаконы;
- пачки, пакеты (из бумаги и пленочных материалов);
- саше-пакеты;
- дой-паки;
- тубы (алюминиевые, ламинатные, пластиковые).
Однако существует ряд исключений из правил маркировки, которые будут окончательно определены после завершения эксперимента. В проекте постановления Правительства РФ уже есть список исключений:
- косметические карандаши;
- образцы объемом до 3 миллилитров или 3 граммов включительно;
- товары, которые в магазине отпускаются на развес и упаковываются в присутствии потребителя;
- товары для экспорта за пределы Евразийского экономического союза;
- товары, ввозимые в Россию или произведенные на ее территории как рекламные, маркетинговые образцы не для продажи;
- товары, приобретенные по сделке, которая составляет гостайну.
Особые сложности возникают с мелкими упаковками, такими как косметические карандаши и аналогичные мелкие товары. Для них предлагается сделать дополнительную упаковку в виде коробки или пакета или прикрепить к карандашу бирку-флажок для кода. Тюбики также требуют маркировки, что может потребовать изменения дизайна упаковки и использования специального оборудования.
Тестером считается образец не для продажи и в упаковке маленького объема, например, небольшой стик-пакет, саше-пакет или флоу-пак объемом до 10 мл. Наиболее вероятно, что тестеры можно будет не маркировать.
Эксперимент по маркировке предоставляет производителям и импортерам возможность заранее изучить требования и подготовиться к возможной обязательной маркировке. Это позволит минимизировать возможные риски и затраты в будущем.
Для работы с маркировкой парфюмерно-косметических средств и бытовой химии требуется выполнить ряд шагов:
1. Зарегистрироваться в системе «Честный знак».
2. Обновить программное обеспечение.
3. Приобрести оборудование для печати этикеток. Принтер этикеток нужен производителям, импортерам и дистрибьюторам. Выбор принтера зависит от количества этикеток, которые нужно печатать ежедневно. Чем больше объем, тем мощнее должен быть принтер.
4. Настроить оборудование для приема и отгрузки товаров. Для больших складов и крупных поставок лучше использовать терминал сбора данных (ТСД), а для небольших складов и мелких поставок — 2D-сканер штрихкодов.
5. Внедрить электронный документооборот (ЭДО). С 1 сентября 2025 года все участники оборота маркированных товаров должны передавать информацию в систему «Честный знак» через ЭДО.
6. Обновить программное обеспечение на кассе (при продаже розничным покупателям). Проверить онлайн-кассу по инструкции.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете обеспечить успешную работу с маркировкой, а также избежать проблем с законодательством. Не забывайте, что соблюдение требований маркировки помогает защитить права потребителей и повысить доверие к вашему бренду. А избежать штрафа поможет Центр Автоматизации. Маркируем товары быстро, качественно и с учетом всех законодательных изменений.